Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 387 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» и установлено, что формула цены и максимальное значение цены контракта указываются в документации о закупке также при заключении контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
На стоимость влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы.
Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.
Например в 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут дважды(Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
— с 1 января 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 678 рублей за тонну (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (8,4%);
— с 1 июля 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (7,7%).
Предусматривается и увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:
— в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%);
— в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 рублей за тонну (3,6%), на дизельное топливо на 294 рубля за тонну (3,4%).
Также за последние три года (2015-2017 гг.) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): с 1 января 2015 года на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%), с 1 января 2016 года на 91 рубль за тонну (11,8%), с 1 января 2017 года на 62 рубль за тонну (7,2%). Аналогичное повышение произошло и в 2018 году.
По мнению ФАС России (Разъяснение о причинах роста цен на нефтепродукты от 22.01.2018, https://fas.gov.ru/documents/605770), факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:
- сезонный спрос на нефтепродукты;
- динамика (рост) налоговой нагрузки;
- динамика (рост) мировых цен;
- рост отраслевых издержек;
- профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
- динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
- условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).
В период с 2015 по 2017 г. средний показатель изменения средневзвешенных годовых цен ниже уровня индекса потребительских цен:
По Российской Федерации | Изменения средневзвешенных годовых цен в крупном опте к аналогичному показателю прошлого года | Средний показатель изменения цены за три года | ||
2015 год | 2016 год | 2017 год | ||
Дт летнее | 6,52% | -2,69% | 12,58% | 5,47% |
Дт межсезонное | 3,86% | -1,86% | 19,87% | 7,29% |
Дт зимнее | 2,03% | -0,76% | 18,62% | 6,63% |
Автомобильный бензин марки Аи-92 | -1,44% | 8,50% | 9,53% | 5,53% |
Автомобильный бензин марки Аи-95 | -0,54% | 7,41% | 7,20% | 4,69% |
Авиационный керосин | 6,69% | -7,79% | 18,22% | 5,71% |
Мазут топочный | -28,26% | -10,27% | 44,98% | 2,15% |
Индекс потребительских цен | 12,91% | 5,40% | 2,30% | 6,87% |
Эта тенденция складывается уже на протяжении 10 лет.
Какую же непосредственно формулу цены использовать и указыватьв документации о закупке (проекте контракта).
Вариант 1. Цена устанавливается «затратным методом»
Стоимость 1 литра, как единицы продукции формируется из совокупности следующих затрат:
- себестоимость добычи (разведки) (СДр);
- затраты на транспортировку (ЗТ);
- затраты на переработку (ЗП);
- НДС (УСН нельзя применять т.к. товар является подакцизным и к розничной торговле не относится ст.346.27 НК РФ);
- Прочие налоги (налог на прибыль) (ПрН);
- Акциз (А);
- НДПИ;
- расходы на розницу (РР);
- совокупная прибыль (производителя и переработчика) (СПр);
- прибыль АЗС (ПрАЗС).
Соответственно формула стоимости 1 литра, как единицы продукции формируется из совокупности следующих затрат по 1 литру:
∑ 1 литра = СДр + ЗТ + ЗП + НДС + ПрН +А + НДПИ + РР + СПр + ПрАЗС
Такая структура учат затрат требует наличия детальной объективно-подтвержденной информации о стоимости каждой «статьи» затрат при расчете стоимости, и отсутствие такой информации и (или) ее искажение (необоснованное включение расходов в состав затрат) приведет к неэффективному использованию средств Заказчика.
Следует отметить, что при применении таких и подобных формул установления цены единицы, представляется целесообразным учитывать и предполагаемый объем «выборки товара» — топлива.
Вариант 2. Цена устанавливается по котировкам цена на бирже(ах):
В целях определения цены учитываются индексы цен рынков топлива на территории Российской Федерации:
- индексы цен сопоставимых зарубежных рынков;
- индексы цен внебиржевых сделок;
- индексы биржевых цен.
Существуют Биржевые индикаторы (индексы), например: Биржевые индексы ЗАО «СПбМТСБ» которые рассчитываются в соответствии с утверждённой биржей «Методикой расчета индексов цен на нефтепродукты» и «Методикой расчета региональных биржевых индексов цен на нефтепродукты» по сделкам, заключенным на территории РФ, по результатам торгового дня и ежедневно размещаются на сайте биржи www.spimex.ru.
Кроме того, в целях минимизации расходов, целесообразно использовать географически ближе расположенные НПЗ и возможно использовать (комбинировать, если разветвленная сеть Заказчика) региональные биржевые индексы:
- ОАО Ярославнефтеоргсинтез – биржевой индекс Владимир;
- ОАО Рязанская НПК – биржевой индекс Москва;
- Самарская группа НПЗ и ОАО Саратовский НПЗ – биржевой индекс Самара;
- ОАО Ачинский НПЗ и ОАО Ангарская НХК – биржевой индекс Иркутск;
- ОАО Комсомольский НПЗ – биржевой индекс Хабаровск;
- ОАО Туапсинский НПЗ – биржевой индекс Ростов.
Суть данного метода, это получение «константы» цены на оптовом рынке и формирование цены в рознице (мелкой рознице) с учетом маржи АЗС. Следует учитывать, что затраты по транспортировке в разных регионах будут разными, да и тарифы на доставку в каждом направлении свои.
Содержательно стоимость цены будет определяется:
S 1 литра = Биржевой Индекс + Затраты на транспортировку + Величина налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством (как правило только НДС) + прибыль АЗС.
Формула может учитывать особенности реализуемого топлива путем применения поправочного коэффициента (дифференциала) по балансу спроса и предложения, объема поставок, условий и срока хранения (при необходимости).
Вариант 3. Цена устанавливается в зависимости от розничных или закупных цен:
Цены розничные — цены, по которым АЗС реализует топливо конечному потребителю.
Цены закупочные — цены, по которым производители НПЗ реализуют продукцию крупными объемами АЗС и эти цены являются оптовыми.
В документации о закупке может указывается следующая формула цены контракта:
Цконтракта= (Стоимость 1 л розничной цены х Количество топлива) — % скидки (по результатам закупки).
Формула цены может дополнительно учитывать:
- Средневзвешенные цены к аналогичному показателю отчетного периода по контракту (устанавливается в контракте);
- Индекс потребительских цен;
- Предельный размер маржи АЗС;
- Необходимость изменения розничных в соответствии с динамикой изменения затрат на реализацию, с учетом цен, которые сформировались на соответствующем товарном рынке, а также общих условий обращения товара на товарном рынке;
В случаях, если цена устанавливается в зависимости от закупных цен, может быть установлена следующая формула цены контракта:
Цконтракта= (Стоимость 1 л закупной цены для АЗС х Количество топлива) + % маржи АЗС (по результатам закупки).
Вариант 4. Формула цены контракта по электронному аукциону (44-ФЗ):
Формула цены контракта:
где:
ЦКmax – максимальное значение цены контракта (цена контракта, предложенная участником электронного аукциона, с которым заключается контракт);
i – начальное значение, сумма величин Цi · Ki по конкретному этапу поставки;
n – конечное значение, сумма величин Цi · Ki по количеству этапов поставки;
e – этап поставки;
Ki– количество литров конкретного вида топлива по этапу поставки;
Цi – отпускная цена одного литра конкретного вида топлива на дату отпуска.
При этом значение отпускной цены одного литра конкретного вида топлива на дату отпуска (Цi) должно соответствовать значению, определяемому по формуле:
где
ЦК – цена контракта;
Кmax – максимальное (предельное) количество литров конкретного вида топлива по контракту.
В случае изменения отпускной цены одного литра конкретного вида топлива на дату отпуска (передачи) (Цi),расчет сумм величин Цi · Ki в рамках этапа (этапов) поставки осуществляется по каждому значению отпускной цены одного литра конкретного вида топлива на дату отпуска.
Особенности закупок топлива:
№ | Наименование | Основание |
Особенности закупок распространяются на топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин (бензин автомобильный, топливо дизельное, топливо судовое) | ОКПД 2 Классификатор ОК 034-2014 (КПЕС 2008) | |
Наименование объекта закупки устанавливается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг | ч.4 ст.23 Закона № 44-ФЗ | |
Начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются по общим правилам | ст.22 Закона № 44-ФЗ | |
Формула цены не может применяться при запросе котировок | постановление от 13.01.2014 № 19 | |
При описании объекта закупки применяем каталожные:а) наименование товара, работы, услуги;б) единицы измерения количества товара;в) описание товара, работы, услуги). | п.4 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением от 8.02.2017 № 145 | |
При расширении каталожного описания объекта закупки включаем в документацию обоснование | ||
Закупка топлива не подпадает под закупку по которым количество (объем) невозможно определить | Распоряжение от 21.03.2016 № 471-рч.2 ст.34 Закона № 44-ФЗч.2 ст.42 Закона № 44-ФЗ | |
С 11.04.2018 в аукционной документации установить:а) формулу цены и максимальное значение цены контракта;б) информацию о максимальном (предельном) количестве топлива | ||
В аукционной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта равная максимальному значению цены контракта | ч.2 ст.42 Закона № 44-ФЗ | |
10. | Применяются «расширенные» антидемпинговые меры | ч.9 ст.37 Закона № 44-ФЗ |
11. | Установить содержание этапа закупки (например – 1 месяц) | ч.13 ст.34 Закона № 44-ФЗПисьмо Минфина от 15.09.2017 № 24-03-07/61189 |
12. | Скорректировать порядок и срок приемки товара, выполненной, а также о порядок и сроки оформления результатов такой приемки в том числе по этапам |
Настоящие материалы статьи носят информационный характер не являются готовыми решениями и не предназначены для их включения в документацию о закупке (проект контракта).