А.Ю. Маковлев, эксперт по законодательству о контрактной системе
1. Понятие неустойки и размер неустойки по Закону № 44-ФЗ
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ч.1 ст.330 ГК РФ).
Под понятие неустойки не подпадают нарушения обязательств по возврату аванса, по требованиям о возмещении ущерба, и начисления на сумму задолженности, невозвращенного аванса, невозмещенного ущерба процентов за пользование такими денежными средствами (ст.395 ГК РФ).
Неустойка по Закону № 44-ФЗ, имеет обязательный характер.
Размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, размер пеней устанавливается равным одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).[1]
Неустойка может быть установлена только договором или федеральным законом, при этом законную неустойку нельзя уменьшить или освободить лицо от уплаты законной неустойки на основании соглашения сторон.
Сложности в определении размера неустойки возникают по контрактам, по которым количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, а также в определении размера неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств.
2. Нормативные изменения по списанию неустойки в 2020 году
С 1.04.2020 вступили в силу изменения в ч.42.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ, обязывающие заказчика списать начисленные суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом[2].
С 27.04.2020 вступили в силу изменения в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила списания неустоек)2.
Нормы, обязывающие заказчика списать начисленные суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, стали обязательными к применению только с 27.04.2020.
Следует заметить, что в Правилах списания неустоек не указано о возможности списания или запрета списания сумм неустоек по отношению к контрактам, которые были исполнены или расторгнуты до их вступления в силу, что создает правовую неопределенность применения такой обязанности заказчиком.
3. Новые случаи списания неустойки в 2020 году
Согласно п.2 Правил списания неустоек, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме[3].
Случаи списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек были дополнены новым условием списания, предусмотренным пп. «в» п.3 Правил списания неустоек, а именно, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Особенностью нового условия списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек является то, что применяется данное условие вне зависимости от общей суммы начисленной неустойки.
При этом новая редакция Правил списания неустоек не ограничивает заказчика в возможности списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек и по иным основаниям, предусмотренным пп. «а» и «б» п.3 Правил списания неустоек (при размерах неустойки до 5% и от5 % до 20% соотвественно)
4. Условия списания неустойки в 2020 году по пп. «в» п.3 Правил списания неустоек
Условиями списания неустойки в 2020 году по пп. «в» п.3 Правил списания неустоек является совокупность следующих условий:
1) Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контракту, обязательства по которому исполнены в полном объеме (п.2 и пп. «в» п.5 Правил списания неустоек).
2) Условия контракта о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами, не изменялись по соглашению сторон (п.2 Правил списания неустоек).
3) Списанию подлежит неуплаченная задолженность, имеющая документальное подтверждение. Возникновение такой задолженности оформляется на основании первичных учетных документов (ч.1 ст.9 Федерального закона от 6.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).
4) Сторонами контракта проведена сверка расчетов по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п.4 Правил списания неустоек) и поставщик (подрядчик, исполнитель) подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек.
5) Обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при наличии).
6) Сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек включены в реестр контрактов, заключенных заказчиками[4].
5. Порядок списания неустойки
Решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия у заказчика может уже существовать[5].
Как правило положение о комиссии по поступлению и выбытию активов является приложением Учетной политики для целей бюджетного учета и Учетной политики для целей налогообложения.
Решение комиссии по поступлению и выбытию активов о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек оформляется (приказом, распоряжением), содержащим следующую информацию:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика — поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика — поставщика (подрядчика, исполнителя), код причины постановки на учет в налоговом органе поставщика (подрядчика, исполнителя) (идентификационный номер налогоплательщика — физического лица);
б) сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
в) обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные Министерством финансов Российской Федерации;
г) дата принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек;
д) подписи членов комиссии.
Особенностью оформления приказа (распоряжения) о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является необходимость наличия в таком решении подписей членов комиссии по поступлению и выбытию активов.
В таком случае логичным являлось бы включение протокола комиссии по поступлению и выбытию активов в качестве приложения к приказу (распоряжению) о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек.
Следует заметить, что новое условие списания начисленных и неуплаченных сумм по пп. «в» п.5 Правил списания неустоек не поставлено в зависимость от общей суммы неустойки, а размер списываемой неустойки при этом может достигать значений крупной сделки, требующей предварительное согласие соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения, например в силу ч.13 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», крупной сделкой бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, при условии, что цена такой сделки превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения.
Названная особенность применения «специальных» норм, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, относительно Правил списания неустоек не вносит ясности, и не устанавливает единого алгоритма реализации решений о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек в случаях списания неустоек, суммы по которым превышают 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения.
6. Сроки списания неустойки
Сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками в течении 5 рабочих дней[6].
Заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
В течение 20 дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме уведомление о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек.
Особенно следует подчеркнуть, что списание задолженности является обязанностью заказчиков, и неисполнение такой обязанности можно оспорить в судебном порядке.
7. Особенности и сложные вопросы применения
По результатам оценки регулирующего воздействия нормативных актов по списанию неустоек, сформирован перечень вопросов, которые возникают при практическом применении такой меры поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно:
1) Вопрос определения суммы неустойки по контрактам, заключенным по результатам осуществления закупок количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг по которым невозможно определить.
2) Вопрос определения суммы неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств.
3) Вопрос необходимости наличия информации об исполнении контракта, размере неустойки, списании неустойки в реестре контрактов, при принятии решений о списании неустойки по контрактам, в отношении которых отсутствуют (не размещается) информация в реестре и документы об их исполнении.
4) Вопрос необходимости (отсутствия необходимости) направления администратору доходов бюджета информации о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5) Вопрос списания неустойки, если в контракт включено условие об исполнении заказчиком за поставщика обязанности перечисления сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет или о зачете неустойки при оплате контракта (возможно, что неустойка считается добровольно уплаченной и списанию не подлежит).
6) Вопрос применения пп.«в» п.3 Правил списания неустоек к незавершенным обязательствам по контракту или в контрактам срок исполнения которых приходится на 2021 г. или обязательствам, исполненным до вступления в силу Правил списания неустоек.
7) Вопрос «виновности» списании неустоек. Если в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (форс-мажор), то почему в силу ч.3 ст.401 ГК РФ такое лицо не освобождается от ответственности, а признается виновным, т.к. происходит списание неустойки. При этом такой контракт уже не может выступать в роли «квалификационного», например, «освобождающего» от обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств.
8) Вопрос необходимости получения согласия соответствующего органа при списании неустойки сумма которой достигает значения крупной сделки.
[1] За исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
[2] В случаях и порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации 04.07.2018 № 783
[3] За исключением контрактов по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг.
[4] В соответствии с п.2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084
[5] Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
[6] В соответствии с п.2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084